Общество готово принимать общность взглядов каждого человека.
Оно может употребляться как в широком понятии всего человечества, так и в более узком, делясь по национальным группам.
Во многом характеристика их отличается, имеют свой менталитет, ценностные и культурные ориентиры, уровень нравственности, вежливости.
Для осуществления взаимодействия разных социальных групп существуют определенные правила и нормы.
Они открыты для изучения и воспитанный человек, прежде чем попытаться реализовать положительный контакт взаимоотношения должен с ними ознакомиться.
Люди обладают набором моральных качеств, их формирование осуществляется в процессе воспитания.
Одно из них – это грамотное отношение к человеку, иными словами вежливое.
Для чего знать правила вежливости и как стать, а не казаться вежливым постараемся разобраться в нашей статье.
Что такое вежливость: определение
Вежливость представляет собой моральное качество, оно составляющий компонент характера человека.
Способность обращаться уважительно и тактично, осуществлять знания в области этикета и манер.
Немало важным показателем воспитанного человека считается его умение прислушиваться к противоположным взглядам, уметь воспринимать действительность, отличающуюся от его субъективного мнения.
Культура многогранна, что приемлемо в одной из них, ставит в неловкость других.
К примеру, рукопожатие в разных странах воспринимается по-разному.
Приходим к выводу, что вежливость – это набор регламентированных принципов, выступающих в роли связующего звена взаимодействия между личностями, для достижения позитивного исхода общения.
Виды вежливости
Стиль общения, выбранная форма вежливости, зависит от конкретной ситуации, в которой Вам предстоит осуществлять взаимодействие.
Выделим следующие виды:
- официальное общение, через корректный выверенный стиль, предполагает использование формы второго лица, исключительно местоимение «Вы»;
- дружеское – подразумевает более раскрепощенную форм взаимодействия, обращение на «ты», избегание высоких условностей речевого взаимодействия;
- безличное – контакт с незнакомым человеком, требующий определенного отношения к себе на уровне общепринятых норм общества. В условиях которого один из оппонентов беседы на «Вы», а другой употребляет неофициальное форму обращения. Например, в силу возрастных особенностей или субъективного мнения;
- обрядовое или ритуальное – вежливые люди соблюдают ритуалы поведения на праздничных торжественных мероприятиях;
- бытовое общение – неформальное взаимоотношение с родственниками, знакомыми, дающие некоторое расслабление собеседникам, которые при этом соблюдают некоторые нормы вежливости.
Формы вежливости
Вежливость должна проявляться в повседневной жизни. Знания речевых оборотов, задействованных при вежливом обращении бывает недостаточно.
То как человек сидит, стоит, смотрит на собеседника, говорит о его воспитанности.
Каждый обладает индивидуальным характером, развитостью нервной системы.
Кому-то дается соблюдение норм с легкостью, некоторым приходится трудиться, чтобы проявить чувство такта и добавить осмысленности поведению.
Существуют следующие формы вежливости:
- тактичность;
- доброжелательность;
- порядочность;
- внимательность;
- заботливость;
- предусмотрительность;
- уважительность;
- обходительность.
Формы вежливости стараются развивать у детей с рождения. Сначала родители показывают на своем примере, наблюдая за ними замечаем первую форму проявления воспитанности – доброжелательность.
Когда дитя отдает игрушку, делится лакомством –проявление заботы.
Остальной процесс воспитания вежливого ребенка напрямую зависит от окружения.
Важно замечать и исправлять допущенные оплошности детей в ненадлежащем поведении.
Нельзя упускать момент, зачастую родителям некогда делать замечания, тратя драгоценное время.
Их цель – удовлетворить естественные потребности, нет времени на культуру. Бывает поздно, неприятно слышать о ребенке – «Какой он у Вас невоспитанный».
Дети – зеркало семьи. Старайтесь духовно наполнять их, это естественно, как дышать, пить или есть.
Для чего нужна вежливость
Вежливость – это проявление хорошего отношения к другим, в независимости от настроения, переживаний и прочих внутренних противоречий.
Быть добрым, любящим, внимательным к окружающим, дает возможность получать это же взамен.
Важно проявлять воспитанность действительно, а не казаться воспитанным. Фальшь распознаваема на подсознательном уровне.
Для положительного взаимодействия между людьми необходимо проявлять доброжелательность и уважение.
Что помогает достичь вежливость и как влияет на жизнь:
Достойное место в обществе | Старайтесь соблюдать границы в общении, уважайте личное пространство собеседника, не только физически, но и морально – не задавайте неуместных вопросов. |
Внутренний покой | Воспитанность к другим позволяет находиться в гармонии с собой, не испытывать излишней агрессии, злобы или зависти к окружающим. |
Чувство удовлетворенности собой как личностью | Хорошее воспитание, всегда является примером для подражания. Вас ставят в пример, вызываете уважение и чувство гордости. |
Твердость характера | Даже в самых нестандартных ситуациях, экстремальных, форма вежливости – заботливость, поможет думать не только о себе, но оказать помощь окружающим. |
Внешнее и внутренне здоровье | Вежливое поведение помогает питать себя положительными эмоциями. Не зря говорят, что доброе слово лечит. |
Вежливая речь создает положительное первое впечатление о человеке и выставляет собеседника в выгодном свете даже в конфликтных ситуациях.
Ругаться и выяснять отношения с добрым и находчивым собеседником всегда сложнее.
С чего нужно начинать воспитание вежливости ребенка
Многие родители задаются вопросом – «Как научить своего ребенка вежливости?».
Первой ступенью по формированию качеств вежливого человека является личный пример.
Даже в бытовых условиях общения, родители должны соблюдать все правила и нормы взаимоуважения.
Также специалисты советуют:
- Для детей основным видом деятельности является игровая (познавательная форма), уместно использовать правило «Волшебных слов»: пожалуйста, спасибо, извини. Не стоит заставлять заучивать их, необходимо создавать ситуативные игры, в которых ребенок, желая что-то, может это получить при употреблении волшебного слова.
- Следите, чтобы вежливые слова звучали даже в самых незначительных ситуациях, например, во время игр с мягкими игрушками или куклами.
- Объясняйте зачем ребенок говорит: «Доброе утро» или «Спокойной ночи», для чего он извиняется.
- Вежливые слова помогут избежать проявления чрезмерной эмоциональности, позволят корректировать его поведение в обществе.
- Прибегайте к методике вежливых игр, как со сверстниками, родителями, так и с игрушками.
- Совместно просматривайте мультфильмы, обсуждая поведение героев.
Родителям всегда проще сделать замечание или одернуть ребенка. Если не объяснять и не обсуждать произошедшее, впоследствии будет сложнее скорректировать огрехи воспитания.
Как стать вежливым человеком: правила вежливости
Теперь стало понятно какого человека называют вежливым. Есть условная вежливость, употребляемая в незначительных ситуациях.
Толкнув человека в толпе, мы бормочем слово «извините» на автомате.
Но хотелось бы разобраться, как добиться совершенства в области вежливого воспитания:
- желая совершить что-то, необходимо задуматься о том, как поступок отразится на окружающих;
- стараться быть вежливым не только на словах, а подкреплять это действиями, поступками;
- сформировать привычку быть вежливым в ситуативных обстоятельствах: уступать место в транспорте, уважать старшее поколение, благодарить продавцов, водителей, извиняться за проступки;
- с аккуратностью высказывать субъективное мнение, суждение;
- внимательно относиться к проявленной вежливости в свой адрес.
Согласно полученным первичным знаниям по воспитанности, каждый движется в своем направлении к цели – быть вежливым.
Первичные навыки даются родительским воспитанием.
Стоит внимательно относиться к институтам воспитания – детский сад, школа, средние и высшие учебные заведения.
А также на примере жизненного опыта постоянно происходит формирование навыков воспитанности.
Если старательно работать над собой – то в жизни будут наблюдаться положительные перемены.
Вежливость и речевой этикет
Вежливость – это доброжелательное отношение к другому человеку.
Отзывчивость, доброжелательность, любезность и тактичность должны проявляться по отношению ко всем оппонентам, невзирая на субъективное мнение о них.
Речевой этикет связан с правилами вежливости довольно прочно. Словами осуществляется передача информации, выражение чувств благодарности, доброжелательности, уважения.
Достойный человек может не только словом, но и делом подкреплять уровень своего воспитания.
Правила речевого этикета:
- Уважайте собеседника.
- Не давайте личной оценки другому человеку, особенно отрицательной.
- Проявляйте скромность в общении и не навязывайте субъективное мнение.
- Не используйте ненормативную лексику.
- Не оскорбляйте и не унижайте собеседника.
- Избегайте сплетен.
- Если не знаете, как себя вести, обратите внимание на окружающих.
Перечисленные и другие правила этикета и вежливости определяют, что человек уравновешен, находчив, добр, общителен, самодостаточен.