Речевой этикет и культура общения

Что такое речевой этикет, краткое определение — это перечень правил и этических норм, которые позволяют членам социума устанавливать успешную коммуникацию.

Человеку, который их соблюдает, легче начинать знакомства, общаться с окружающими, избегать ссор.

Детям и подросткам данные знания нужны для того, чтобы разрешать серьезные проблемы через общение и выражать потребности, а взрослым пригодится речевой этикет в деловом общении.

История возникновения речевого этикета, как общаются граждане разных стран

Речевой этикет появился много лет назад, еще, начали образовываться небольшие племена людей.

Уже тогда к индивидам, которые были наделены властью, применялись тактичные формы обращения. К вождям, шаманам, охотникам обращались по-разному.

Первым проявлением речевого этикета стали приветствия. Примерами приветствия можно было считать танцы, поклоны и многое другое.

Несмотря на то, что наклоны все еще используются в некоторых народах, появились другие жесты, позволяющие проявить внимание и показать свое уважение.

Сейчас люди повсеместно практикуют рукопожатие, обмениваются дружескими поцелуями, объятиями и похлопываниями по спине.

Особый всплеск популярности речевого этикета произошел в 17-19 веках и все это благодаря знати. После проведения Октябрьской революции универсальным приветствием стали «товарищ» и «гражданин».

До данного события, люди использовали следующие слова для проявления уважения: барин, батюшка, матушка. На западе популярны были слова сэр, миледи.

На данный момент за границей в уважительном формате принято использовать следующие приставки: ms, mrs.

А в России для проявления уважения используются следующие словосочетания: добрый день, доброй ночи и так далее.

Также в РФ к незнакомым гражданам принято обращаться на «Вы».К друзьям, приятелям, знакомым в нашей стране разрешено обращаться на «Ты».

Это местоимение указывает на некую близость между людьми, то же время, оно может вносить в общение немного фамильярности.

речевой этикет в деловом общении
Фото из открытых источников.

Любое обращение к собеседнику может нести эмоциональную окраску, это важно учитывать при общении с людьми из разных стран.

К сожалению, в 21 веке в России, все еще не придумали обращение, которое можно было бы применить к любому человеку вне зависимости от его статуса и положения в социуме.

На данный момент частенько употребляется обращение разделяющие людей по полу или возрасту: «мужчина», «женщина», «девушка», «молодой человек». В данных обращениях нет явной эмоциональной окраски.

Многие иностранные граждане поражаются манере русскоговорящих общаться с незнакомыми людьми (как и речевому этикету в русской культуре). Подойти к незнакомцу и начать с ним разговор для нашего народа считается нормой.

Ничего не мешает русским задавать оппоненту личные вопросы о его возрасте, семейном положении, работе. Особенно распространены личные разговоры в процессе различных путешествий на дальние расстояния.

К примеру, в поезде незнакомые люди нередко устанавливают контент и делятся друг с другом личными секретами.

Еще одна особенность общения русского народа – любовь к спорам на любую тему. Спор вовсе не означает конфликт, просто каждый из оппонентов эмоционально высказывает собственное мнение.

Если собеседник не поддерживает разговор на повышенном тоне, то его сочтут слабым и утратят к нему интерес. В споре каждый может остаться при собственном мнении, а потом продолжить общение в спокойной доброжелательной форме.

Если проанализировать историю речевого поведения в России и странах запада, то несложно понять, что значение речевого этикета в общении русских людей не столько высоко, ведь большинство людей в нашей стране привыкли свободно общаться между собой.

что включает в себя этикет устного общения
Фото из открытых источников.

Базовые правила речевого этикета

Этикет, связанный с речью предписывает личности конкретные правила поведения, связанные с общением, которые влияют на взаимоотношения каждого члена социума.

Что включает в себя этикет устного общения, перечень обязательных правил речевого поведения:

  • соблюдение норм конкретного языка;
  • отсутствие мата в лексиконе;
  • недопущение бестактного, грубого и неуважительного отношения;
  • соблюдение последовательности в разговоре (начало, середина, конец);
  • отсутствие ошибочных суждений.

Рекомендации по речевому этикету предписывают:

  • говорить по теме, не используя слухи, ложь и домыслы.
  • вести беседу, не игнорируя уровень развития оппонента;
  • не перебивать человека, выслушивать историю до конца;
  • быть доброжелательным и тактичным;
  • не оскорблять при конфликте или споре;
  • спокойно говорить, не повышая голос.

Т.к полностью структурировать речевой этикет нельзя, т.к его принципами пользуются разные группы (народы), есть базовые правила, нормы и традиции, приемлемые для большой части современных сообществ, которые стоит учесть:

  1. Спокойный, нейтральный тон. Переход на крики или шепот в определенных ситуациях (особенно на работе) — это игнорирование норм. Собеседники должны не только понимать друг друга, но и чувствовать себя хорошо в процессе диалога. Слишком громкий или тихий человек нередко вызывает у других чувство раздражения, что приводит к конфликтам.
  2.  Использование приветственных слов и прощальных жестов. Каждый разговор в обязательном порядке должен начинаться с приветствия и заканчиваться прощанием.
  3. Представление и знакомство. Неправильно начинать беседу с группой людей или конкретной личностью, не представившись. Тот, кто привел в компанию нового человека, должен его представить. Если человек сам вступает в определенную группу или сообщество, то естественно, он представляет себя сам.

Основные принципы культуры речи и речевого этикета — соблюдение правил, использование спокойного тона/допустимых слов и исключение конфликтов.

функции речевого этикета в деловом общении
Фото из открытых источников.

Функции речевого этикета

Речевой этикет имеет конкретные функции, как в деловом общении, так и в повседневном, которые важно учитывать.

Подробнее о них:

  1. Установление связи. Этикет в любой форме привлекает внимание оппонента, побуждает его к контакту и последующему знакомству.
  2. Поддержание общения. В данном случае этическое взаимодействие способствует сохранению диалога без погружения в конкретную тему. Поддержание общения требуется для формирования впечатления о собеседнике и развития взаимоотношений между людьми.
  3. Демонстрация уважения и позитивного настроя. В какой-то степени это базовая функция, которая реализуется через приветственные речи и прощание.
  4. Регуляция поведенческих реакций. Соблюдение правил делает поведенческие реакции определенных личностей предсказуемым и понятным для социума, а также проясняет соц. роль каждого индивида.
  5. Профилактика конфликтов. Соблюдение речевых норм позволяет избегать конфликта. Использование извинений и обыкновенная вежливость позволяют устранить недопонимание в самом начале, а если ссора уже вспыхнула, этикет помогает побыстрее ее закончить.

Важно! Использование норм этикета – это обязательное условие успешной коммуникации. Соблюдение общественных правил помогает добиться признания в обществе и завести друзей.

Все функции этикета речи созданы для одной цели — установить успешный контакт с людьми.

этические нормы и речевой этикет
Фото из открытых источников.

Особенности речевого этикета

Если сказать кратко, речевой этикет — это уникальный язык, который имеет определенные особенности.

Итак, существуют следующие отличительные черты:

  1. Неизбежность принятия во внимания определенных правил и норм. Это значит, если индивид хочет стать полноценной частью социума (сообщества), то ему нужно соблюдать общепринятый устав. Иначе общество может его отвергнуть – люди перестанут с ним общаться, поддерживать связь. Речевой этикет – это можно сказать обыкновенная вежливость. Всегда приятно пообщаться с воспитанным гражданином, ведь от него не услышишь ничего плохого. Человек, который соблюдает правила речевого этикета, даже с неприятными личностями ведет себя сдержанно, избегая брани и негативных проявлений в процессе общения.
  2. Необходимость соблюдения последовательности. Общение в среде культурных личностей не обходится без последовательной работы. Начало диалога всегда начинается с приветственной речи, далее идет базовая часть – беседа. Заканчивается общение стандартным прощанием с применением вежливых словосочетаний.
  3. Сглаживание конфликтов и быстрое разрешение споров. В нужный момент сказанное «извините» или «прошу прощения» поможет избежать опасной конфликтной ситуации.
  4. Способность продемонстрировать уровень взаимоотношений в процессе общения. Для близких людей, чаще всего, применяются более теплые приветствия, и само взаимодействие складывается на приятной ноте в целом («Доброе утро», «Как я рад тебя слышать» и т. д.). Малознакомые люди чаще всего придерживаются «официального стиля общения» («Здравствуйте», «До свиданья»).

Манера общения с другими людьми указывает на уровень воспитанности конкретной личности и среду воспитания.

Если на свое воспитание еще как-то можно повлиять, то с национальными шаблонами поведения вряд ли что-то можно сделать.

Если подробнее рассмотреть тему речевого этикета, то несложно заметить разницу между русской этикетной манерой общения и западной.

На западе более серьезно относятся к общению с незнакомцами и некоторым видам приветствий.

речевой этикет и культура общения
Фото из открытых источников.

Разновидности речевого этикета

Речь – это базовый механизм вербальной формы общения. Вербальная коммуникация разделяется на несколько видов.

Внутренний вид, это когда слова произносятся мысленно. Внешний вид, это когда ведется диалог или монолог. Письменной это, когда общение происходит на бумаге(с помощью писем).

Устная речь выстраивается в виде диалога или монолога. В диалоге индивиды обмениваются определенными сведениями, эмоциями или даже чувствами.

Монолог исходит от одного человека, и направлен он на группу людей или на себя.

Разговорная этика по сравнению с письменной может проявляться менее формально.

Здесь разрешаются пропуски словосочетаний, замена фраз действиями или жестикуляцией.

Письменный этикет ограничивается правилами определенного языка (русского, английского).

Т.к речевой этикет это обширное и многогранное понятие, сложно подстроить его под все соц. требования.

Конкретные индивиды или сообщества видоизменяют правила для своей выгоды, не изменяя базовых принципов — так, формируется классификация речевого поведения по видам:

  1. Официальный или деловой. Это тип, который используется для общения на рабочем месте. Применяется речевой этикет в деловом общении на встречах, собраниях, планерках, где люди не знакомы друг с другом, или общались очень мало и только по рабочим вопросам.
  2. Повседневный. Самый известный вид этикета. Использование повседневных правил общения нередко доводится до автоматизма в современном обществе. Данный вид этикета может быть использован в общении со знакомыми, друзьями, коллегами, родителями и так далее.

Также существуют уникальные единицы этикета речи. К примеру, религиозный — он используется внутри духовенства конфессий или просто в среде людей, которые верят в бога.

Данный вид коммуникации в светском обществе используется крайне редко.

То же самое можно сказать насчет общения между дипломатами разных стран и военнослужащих.

для чего нужен речевой этикет
Фото из открытых источников.

Этикет речи классифицируют по содержанию

Он бывает:

  • материального характера — обмен ризалитами работы;
  • когнитивного характера – обмен сведениями, добытым опытом и знаниями;
  • кондиционного (с эмоциональной окраской) – обмен настроением;
  • мотивационного – обмен мотивацией;
  • деятельного – обмен навыками, вследствие совместной работы.

По видам взаимодействия

Ну и конечно, речевой этикет (как и этику общения) можно разделить по видам взаимодействия:

  1. Скрытный формат. Это формальный стиль общения, без стремления изучить характер собеседника.
  2. Светские разговоры. Эта форма общения беспредметна, ведь индивиды в данном случае ведут беседы на ограниченные, но интересные им темы.
  3. Формально-ролевой стиль. Здесь важны правила и содержание беседы, а значение имеет соц. статус человека и его положение в социуме.
  4. Деловой стиль. Это взаимодействие осуществляется для обмена полезными сведениями, которые нужны для выполнения рабочих задач.
  5. Межличностный стиль. Он используется на работе, доме, в путешествия, так как данный стиль не обходится без раскрытия мыслей, чувств и характера собеседника во время общения.
  6. Манипулятивный стиль. Это общение ориентировано на получение выгоды от других людей в процессе диалога.

Применение речевого этикета не обходится без соблюдения определенных порядков, условий, и правил общения.

Важно! Если у вас не получается запомнить все виды и правила речевого общения, попробуйте прочитать стихи на эту тему, так вы сможете быстрее запомнить нужную информацию.

этика общения или речевой этикет
Фото из открытых источников.

Почему речевой этикет так важен для нас?

Итак, для чего же каждому из нас нужен речевой этикет?

Ответ на этот вопрос можно получить, заглянув поглубже в историю этикета. При зарождении и развитии речевого поведения, каждому слову придавалось особенное значение, а оно, в свою очередь влияло на жизнь социума.

Возможно, на развитие речевого этикета серьезно повлияло общение индивидов внутри своего племени или рода, происходившее много столетий назад.

От того, насколько конкретная личность отличалась по культуре речи или поведению от своих соплеменников, окружающие его люди сразу понимали, кто перед ними — дружественное лицо или неприятель.

Родовая память очень важна. Насколько бы каждый из нас не был современен, родовая память всегда остается на подкорке.

Потому, речевой этикет становится для людей необходимым инструментом, ведь без него люди не могут выстраивать здоровую коммуникацию друг с другом и существовать в социуме.

Индивид, который отстранен от правил этикета и культуры общения всегда будет казаться другим индивидам нежелательным собеседником. Поэтому людям так важно развиваться, изучать правила и нормы поведения.

Речевой этикет и культура общения, это в каком-то смысле слова синонимы, но есть одно, но…

Культура включает в себя меньше норм и правил. А в речевом этикете очень важную роль играет не только тон, мимика, жесты, но и ответная реакция собеседника.

Общение — это не про одного человека, нужно уважать друг друга. Некоторые интонации и жесты, используемые по отношению к определенным лицам, не позволительно применять по отношению к другим.

Если вы будете соблюдать все правила речевого поведения, то вы не только сможете добиться успеха в работе и личной жизни, но и избежать многих проблем.

etiketpravilno.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: