- Этикет приветствия и прощания
- Правило очередности или кому здороваться первым
- Способы приветствия, используемые в жизни
- Словесное приветствие
- «Плохие» приветствия или что произносить не следует
- Как мы говорим или правила хорошего приветствия
- Этикет рукопожатия или о чём говорит твердая рука
- Можно ли здороваться через порог
- Пора и честь знать или как правильно прощаться
- Особенности приветствия и прощания в деловом этикете
Каждому из нас ежедневно приходится здороваться и прощаться с большим количеством людей.
Кажется, привычный ритуал не оставляет шансов на ошибку, но это далеко не так.
Практика показывает, что большинство людей не знает, как правильно здороваться и прощаться по этикету, многие никогда не задумывались об этом.
Этикет приветствия и прощания
Слова приветствия, прощания или принесения извинений являются частью речевого этикета.
Они позволяют показать доброжелательный настрой к собеседнику, готовность к взаимодействию. Мало кто помнит и выполняет правила этикета приветствия и прощания.
Здороваясь, многие забывают обратиться к собеседнику по имени, удержать зрительный контакт, улыбкой выразить положительное отношение к встрече, а слова произносят нечетко и тихо.
Правильно произнесённое приветствие задает тон будущему разговору, демонстрирует уважение к собеседнику, становясь предпосылкой для дальнейшего общения или построения деловых отношений.
Важную роль в построении отношений играет прощание. От него зависит, какое впечатление останется у собеседника после общения и захочет ли он его продолжить.
Правило очередности или кому здороваться первым
Важным моментом в приветствии является очередность. Многие не знают, кто из собеседников должен первым здороваться по этикету.
В зависимости от того, с кем строится диалог, первый здоровается:
- мужчина с женщиной;
- младший со старшим по возрасту;
- подошедший со стоящим;
- опоздавший со всеми собравшимися ранее.
В приветствии женщин и мужчин существуют свои особенности. Например, мужчина всегда приветствует стоя, невзирая на то, сколько ему лет и кто его собеседник.
Исключение составляет лишь очень преклонный возраст или невозможность встать по состоянию здоровья.
В то же время женщина, по правилам этикета, здоровается с мужчиной вторая.
Но если он намного старше её, то приветствие перовой произносит именно женщина, как знак уважения к возрасту собеседника.
Особые правила приветствия существуют и для супружеских пар во время встречи.
В этом случае женщины здороваются первыми, соблюдая правила очередности. После этого женщины здороваются с мужчинами и только потом мужчины приветствуют друг друга.
Если пара здоровается с одиноко идущей женщиной, первой это делает женщина из пары, затем мужчина.
Также этикетом предусмотрено присоединиться к приветствию человека, в обществе которого находимся.
Кроме правила очередности этикет предусматривает корректное поведение собеседников.
Так, если мужчина приветствует женщину, он обязательно вынимает руки из карманов, а сигарету изо рта. Женщина этого может не делать.
Способы приветствия, используемые в жизни
Приветствие может быть двух видов: словесное и невербальное. Словесная форма предусматривает использование распространённых слов и выражений, принятых в обществе.
Невербальная форма заключается в приветственных жестах, которыми собеседники обмениваются при встрече.
При неформальных встречах этикетом допускается использование одной из форм приветствия, но с соблюдением норм.
Словесное приветствие
Словесный этикет приветствия в русском языке включает в себя несколько общепринятых фраз и выражений, которыми принято приветствовать собеседника.
Универсальным приветствием считается «Здравствуйте», а в зависимости от времени суток можно использовать фразы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер».
При использовании фраз существуют свои нюансы, предусмотренные этикетом.
Например, нужно учитывать, до какого времени можно их использовать, чтобы приветствие не выглядело дурным тоном.
- По этикету приветствовать фразой «Доброе утро» можно 11 часов.
- «Добрый день» начинается с 11 и длится до 18 часов.
- После этого момента и до 23 часов лучше использовать фразу «Добрый вечер».
Много споров возникает по поводу фразы «Доброй ночи», поскольку не совсем ясно приветствие это или прощание.
По этикету это скорее фраза для прощания, поэтому её лучше не использовать, даже если встреча произошла после 23 часов.
Выйти из положения поможет простое «Здравствуйте».
«Плохие» приветствия или что произносить не следует
Существуют и так называемые «плохие» приветствия, использование которых этикетом категорически не приветствуется.
- «Доброго времени суток». На первый взгляд фраза кажется уместной при использовании в переписке, ведь нельзя же сказать наверняка, когда адресат получит письмо, в котором приветствие будет с привязкой ко времени суток. Но в настоящее время такая фраза воспринимается раздражающе и считается дурным тоном. Уместнее будет использовать нейтральное «Здравствуйте».
- «Приветствую». Такое начало диалога крайне неуместно, особенно в деловом общении и при встрече с малознакомыми людьми. От такого приветствия веет фамильярностью и пренебрежением, что не способствует расположению собеседников.
- «Привет». Этим приветствием очень легко нарушить тонкую грань между проявлением дружбы и панибратством. Поэтому его стоит приберечь для очень узкого круга людей. В обществе его лучше не использовать.
Как мы говорим или правила хорошего приветствия
«Правильно» произнесённое приветствие может стать не только отличной основой для построения конструктивного диалога, но и определить дальнейшее общение.
Недоброжелательный тон, вызывающее или равнодушное поведение не могут послужить предпосылкой к переговорам.
Как же нужно правильно здороваться и чего следует избегать?
Как надо здороваться | Плохое начало диалога |
Войдя в помещение первым приветствовать людей, находящихся там. | Ждать, когда люди поздороваются первыми. |
Здороваясь, обязательно встать или выйти из — за стола. | Здороваться сидя, не концентрируясь на собеседнике. |
Присоединиться к приветствию своего спутника. | Не поприветствовать человека по примеру своего спутника. |
В большом коллективе приветствовать коллег один раз за день. | Много раз здороваться с одним и тем же человеком. |
Приветствовать, независимо от личных симпатий или неприязни. | Демонстративно не замечать человека, который раздражает. |
Проговаривать слова внятно и доброжелательно, показывая свое расположение к собеседнику. | Здороваться «под нос», выражая безразличие. |
Смотреть собеседнику в глаза, сохраняя приветливую улыбку. | Слишком холодное приветствие или чрезмерно сильный восторг. |
Этикет рукопожатия или о чём говорит твердая рука
Во все времена рукопожатие было знаком дружбы и миролюбия. Сейчас этот жест сохранился в качестве приветствия, показывающего особое расположение к собеседнику или партнёру.
Его можно использовать как элемент светского или делового этикета. При этом возрастных или гендерных ограничений на применение рукопожатия нет.
Но здесь также существуют определённые условия, при которых рукопожатие будет уместным.
Например, большое значение имеет, кто первый подает руку при приветствии. И здесь стоит придерживаться следующих правил:
- Инициатором рукопожатия всегда остается женщина. Но иногда инициатива мужчины не будет противоречить общим правилам.
- Вопрос о том, кто подает руку первый, старший или младший по возрасту собеседник, в случае рукопожатия не стоит. Человек старшего возраста всегда первым подает руку младшему при любых обстоятельствах.
- Протянутую руку обязательно следует пожать. Не ответить на приветственный жест равносильно словесному оскорблению.
- Для рукопожатия всегда подается правая рука. В случае, если это сделать невозможно (рука испачкана, травмирована или занята), следует подать левую руку и при этом извиниться.
- Мужчины обязательно должны снять перчатку прежде, чем протянуть руку. Женщинам этого можно не делать.
- Здороваясь с группой людей, следует протягивать руку по очереди всем, никого не обходя своим вниманием.
- Пожимая руку, нужно умеренно распределять силу. Слишком крепкое рукопожатие, особенно в отношении женщины, может расцениваться, как попытка продемонстрировать силу. Слишком вялое напротив, будет свидетельствовать о безразличии.
Можно ли здороваться через порог
Очень часто во время приветствия возникают ситуации, приводящие в замешательство, когда люди не знают, как поступить, чтобы не нарушить этикет.
Самый распространенный пример — приветствие через порог. Здороваться и пожимать руку через порог этикетом не запрещено.
В этом нет ничего оскорбительного или предосудительного, но люди в такой ситуации всегда чувствуют себя неловко.
Дело в том, что дверь всегда считалась гранью между мирами, и балансировать между ними было не очень хорошей идеей.
Отсюда и многие приметы, связанные с порогом.
Поэтому, если нет острой необходимости поздороваться через порог, лучше его переступить и уже тогда протягивать руку для приветствия.
Пора и честь знать или как правильно прощаться
Прощание не менее важный процесс, чем приветствие. От него зависит, на какой ноте расстанутся собеседники и захотят ли продолжить общение.
Поэтому здесь также существуют определённые правила, которых стоит придерживаться.
- Во время прощания чаще всего используют фразы «До скорой встречи», «До свидания», «Всего доброго» или «Всего хорошего». В дополнение к ним будет уместным использовать и другие фразы, выражающие отношение к процессу общения: «Был рад встрече», «Спасибо за беседу».
- В любой ситуации, несмотря на статус, положение, возраст и гендерную принадлежность, первым прощается тот, кто раньше всех собирается уходить. При этом гость первый прощается с хозяевами дома.
- Нельзя уходить незамеченным, даже из самых лучших побуждений. Если прощание в данный момент неуместно (например, во время оживленной беседы), лучше дождаться паузы, извиниться перед другими людьми, попрощаться и спокойно уйти, напоследок выразив хозяевам встречи признательность.
Особенности приветствия и прощания в деловом этикете
Приветствие и прощание во время делового общения имеют некоторые отличия от светского этикета.
Здесь большую роль играет статусность собеседников, и отсюда вытекают основные требования делового этикета к приветствию:
- Первым здоровается партнёр, младший по статусу.
- Если статусность обоих собеседников одинакова, тогда первым приветствует более молодой.
- При встрече деловых людей разного пола, но с одинаковым возрастом и положением, мужчина первый приветствует женщину.
- Принимая гостей на своей территории, хозяин всегда здоровается первым независимо от побочных условий.
- Торопясь на заседание или другое мероприятие, при обгоне других партнёров, первым здоровается тот, кто обгоняет.
- Здороваясь, к партнёру следует обращаться по имени и отчеству. Добавлять при этом «господин» или «госпожа» не нужно, поскольку такое обращение считается дурным тоном.
- На любое приветствие следует ответить. В противном случае это расценивается как личное оскорбление.
- Рукопожатие — обязательный момент во время приветствия. Оно следует сразу за словесным обращением.
Правила прощания в деловом общении практически не отличаются от светских норм.
Дополняются они тем, что после общепринятых фраз прощания, следует выразить удовлетворённость от общения фразами: «Я рад, что мы пришли к единому мнению», «Я остался доволен результатом беседы».
В зависимости от ситуации, будет уместным поблагодарить партнёра за уделённое время или извиниться за неконструктивное общение, выразив надежду на дальнейшее продуктивное сотрудничество.
А если в случае «подошедший со стоящим» стоящий — мужчина, а подошедшая — женщина, то кто с кем первый здоровается?
Здравствуйте! Благодарим за комментарий! Ответ на ваш вопрос: по правилам этикета первым здоровается «подошедший». Но в приветствии женщин и мужчин существуют свои особенности. Женщина, по правилам этикета, здоровается с мужчиной вторая. Ну а если он намного старше её, то приветствие перовой произносит именно женщина, как знак уважения к возрасту собеседника.