Деловой этикет: основные правила и принципы

сущность структура и виды служебного этикета

Этика поведения личности в любом коллективе призвана раскрыть нравственную сторону поступков и их содержание.

Этикет, как комплекс норм поведения, касается демонстрации практических действий.

Как и любой этикет, служебный — неразрывно связан с этикой, в данном случае — профессиональной.

Служебный этикет прочно связан со служебной этикой и зачастую эти понятия совпадают.

Что такое профессиональная этика в деловом этикете

Профессиональная этика — это комплекс обязанностей и определённых норм поведения человека в профессиональной среде, социальной группе или коллективе.

В каждой сфере профессиональной деятельности сложились свои уникальные правила поведения.

Однако все они в конечном итоге сводятся к синтезу профессионализма и нравственности, а также удержанию своего поведения в определённых рамках.

Пренебрежение нормами профессиональной этики резко подрывает моральный престиж профессиональной группы в обществе.

Соблюдение служебного этикета является основой профессий, связанных с ежедневным контактированием с другими людьми: госслужащих, операторов колл — центров, менеджеров, работников сферы обслуживания и т.д.

Сущность, универсальная структура и виды делового общения

Фото из открытых источников

Служебный (деловой) этикет — это совокупность норм и правил морального поведения, регулирующих взаимоотношения между членами коллектива или партнерами и клиентами.

Он объединяет нравственные устои, накопленный опыт и стремления определенных социальных групп.

За основу берут такие понятия, как непринуждённость, удобство, эффективность, экономичность, здравый смысл, целесообразность, свобода, универсализм, консерватизм и этичность.

Понятие служебного этикета определяет его виды и формы.

Виды делового общения

По способу обмена информацией:

Устное деловое общение Письменное деловое общение
Монологические виды: Диалогические виды:
Торговая речь (реклама) Дискуссия Распоряжение, приказ
Доклад на заседании Переговоры Деловое письмо
Приветственная речь Деловой разговор Объяснительная
Информационная речь Совещание (конференция) Докладная
Деловая беседа Договор, устав
Телефонный разговор (дистантный) Инструкция, положение
Интервью Заявление
служебная этика и служебный этикет
Фото из открытых источников

По содержанию:

  1. Деятельностное — взаимообмен навыками, умениями и действиями.
  2. Мотивационное — взаимообмен интересами, потребностями и устремлениями.
  3. Материальное — взаимообмен продуктами и предметами труда.
  4. Когнитивное — взаимообмен информацией.

По средствам общения:

  1. Прямое — подразумевает живое контактирование и взаимное восприятие общающихся людей напрямую.
  2. Косвенное — совершается с помощью неких посредников.
  3. Непосредственное — осуществляемое с помощью органов человека: голосовые связки, руки, голова и т.п.
  4. Опосредованное — посредством специализированных приспособлений.

Непринуждённое следование корпоративным традициям призвано содействовать повышению производительности труда в условиях здоровой эмоциональной атмосферы.

Наиболее наглядно миссия служебного этикета проявляется в среде вооружённых сил: строго регламентированное уставом поведение и система взысканий формируют образцовый уровень дисциплины.

Этика и служебный этикет на рабочем месте распространяются только в рабочий период.

В свободное время вполне допустимо выстраивать общение с членами коллектива в неформальном ключе.

Неукоснительное соблюдение служебных правил обуславливает устойчивое взаимопонимание с коллегами и руководителем.

Несмотря на формирование уникального набора правил для каждой организации, выделяют общепринятые нормы служебного этикета:

  • вежливость;
  • пунктуальность;
  • опрятный внешний вид;
  • целесообразность действий;
  • соблюдение конфиденциальности;
  • уважение к традициям;
  • светские мероприятия ограничиваются обсуждением деловых проблем исключая разбор подробностей личной жизни;
  • личные проблемы не должны сказываться на качестве рабочего процесса.

«Суть учтивости состоит в умении говорить и вести себя так, чтобы окружающие были довольны и нами, и самими собой» — Жан де Лабрюйер, один из величайших моралистов Великого века.

Правила делового этикета руководителя

Фото из открытых источников

Помимо повышенной ответственности и наличия организационных качеств должность руководителя требует соблюдения особого служебного этикета во взаимодействии с подчинёнными.

Именно он устанавливает виды и формы взаимоотношений внутри коллектива.

Безупречная репутация управленца — это часть высокой культуры общения и неукоснительного соблюдения целого свода правил служебного этикета:

  • выполнение обещанного;
  • тактичность и вежливость;
  • демократизм в принятии важных решений;
  • конструктивная критика должна быть озвучена наедине с провинившимся подчинённым;
  • справедливое наказание за огрехи;
  • достойное поощрение за достигнутые успехи;
  • дипломатичное разрешение споров и избегание склок;
  • умение признавать чужую правоту на фоне собственных ошибок;
  • формирование доверительной и благотворной обстановки в своей команде;
  • принцип равноправия среди сотрудников;
  • требовательность и принципиальность в разумных пределах;
  • соблюдение баланса между личной ответственностью и эффективным делегированием полномочий;
  • проницательное отношение к процессам, происходящим в коллективе.

Родственные или дружественные связи с начальником не дают привилегий обращаться к нему на «ты».

Ведь излишняя фамильярность создаёт серьёзную угрозу авторитету управленца в глазах остальных подчиненных.

Действия и высказывания руководителя должны быть направлены на повышение самооценки подчинённых, которые при этом должны в полной мере осознавать ответственность за невыполнение своих обязанностей.

Заслуженная похвала и умеренная критика способствуют совершенствованию профессиональных навыков и деловых качеств работника.

Правила делового этикета работников

Фото из открытых источников

В служебном коллективе в той или иной степени всегда действуют нормы этики профессиональных отношений.

Рядовые сотрудники компании подчиняются более лояльным нормам поведения.

Между собой допустимо обращение на «ты», в присутствии руководства — на «вы».

Базовые нормы служебного этикета и профессиональной этики работников:

  • почитание чести и достоинства сотрудников;
  • искренность и честность;
  • порядочность в любой ситуации;
  • тактичность и вежливость;
  • обсуждение личных проблем вести в нерабочее время;
  • ответственность и добросовестность;
  • сочувствие и поддержка нуждающихся в этом коллег.

Если в коллективе нормы служебного этикета не закреплены документально, о них можно узнать и взять на вооружение на основе наблюдений за поведением и общением более опытных коллег.

Правила делового этикета с клиентами и партнерами

Фото из открытых источников

По части служебного этикета деловые партнёры и клиенты приравниваются к рядовым сотрудникам.

Во время официальной встречи или формального обсуждения текущих вопросов неизменно следует использовать форму обращения «вы» и затрагивать темы строго деловой направленности.

При этом важно проявлять определённые выгодные для партнёрства качества:

  • пунктуальность;
  • учтивость;
  • безупречный внешний вид;
  • ответственность и своевременное достижение результатов;
  • нельзя игнорировать письма и звонки, всегда следует вовремя на них отвечать.

Служебный этикет разнится не только от профессии к профессии или в условиях отдельной фирмы — он имеет существенные различия, а порой и противоречия, с культурой и обычаями других стран.

В работе с иностранными партнёрами важно детально изучить деловой этикет соответствующего государства.

Мастерское владение разнообразными формами и основными принципами служебного этикета способно существенно возвысить личную репутацию и престиж компании в целом.

Функции служебного этикета

Фото из открытых источников

Секрет плодотворного общения внутри служебного коллектива кратко характеризуется следующей цитатой:

«Для успеха в жизни умение обращаться с людьми гораздо важнее обладания талантом» — Д. Леббок, один из классиков буржуазной эволюционистской («антропологической») школы, последовательный сторонник применения естественно — исторического сравнительного метода в изучении человеческой культуры.

Грамотно выстроенная стратегия поведения играет в обществе важнейшую роль и выполняет ряд функций.

Сводная таблица основных функций этикета на службе

Функция Характеристика
Развивающая Воспитание положительных качеств:
тактичности (игнорирования чужих ошибок и недостатков);
скромности (подобающего поведения, основанного на адекватной самооценке);
вежливости (любезности в любой ситуации);
пунктуальности (отсутствия хронических опозданий и отлагательств срочных дел).
Сближающая Союз индивидов разных социальных прослоек и статусов.
Регуляторная Контроль и повышение эффективности взаимодействия членов команды, обеспечение стабильности и порядка.
Коммуникативная Установление и поддержание здоровых деловых отношений, избегание конфликтов, как средство выражения доброжелательности и уважения.
Дисциплинирующая Становление субординации и статусных различий.
Интегративная (объединяющая) Достижение единства норм и социальных ожиданий членов группы, как залог сплоченности.
Самопрезентация Создание важного условия для принятия индивида в группу.
Психологическая поддержка Формирование благоприятной атмосферы, исключающей неопределённых ситуаций

Владение деловым этикетом — неотъемлемое профессиональное качество, которое повышает эффективность общения и нуждается в постоянном совершенствовании.

Что не относится к главным функциям делового этикета

Фото из открытых источников

La noblesse oblige — «положение обязывает» — принцип французских аристократов.

Понятие делового поведения объединяет сразу несколько элементов:

  • внешний вид и состояние одежды;
  • вербальную культуру, охватывающую каноны приветствия, представления, обращения, знакомства, благодарности, извинений;
  • манеру вести неформальную беседу и деловые переговоры;
  • ведение деловой документации и переписки;
  • контроль положительных и отрицательных эмоций.

Служебный этикет затрагивает деловую среду, но существуют и прочие сферы взаимоотношений.

Виды служебного этикета

На протяжении долгих столетий параллельно формировались также и другие виды этикета:

  • Общегражданский (светский) этикет — правила, которых необходимо придерживаться в общении между людьми разного социального статуса.
  • Дипломатический этикет — правила поведения высокопоставленных лиц на официальных дипломатических встречах и в отношениях друг с другом.
  • Воинский этикет — свод правил поведения (устав) военнослужащих в армии.
  • Придворный этикет — правила поведения при дворах монархов.

Следование концепции служебного этикета вовсе не ограничивает человека. Напротив,позволяет держаться раскованно и уверенно, избегая досадных насмешек из — за неуместных действий, высказываний и других нарушений культуры делового общения.

Строгое соблюдение правил и норм служебного этикета в сочетании с профессионализмом имеют немало удачных примеров стремительно развивающейся карьеры как ценного рядового сотрудника, так и авторитетного управленца.

В любой сфере этикет основывается на нерушимом уважении к обществу в целом и к каждому отдельному человеку независимо от статуса, национальности или уровня интеллекта. На этом не первый век строится любое цивилизованное общество.

etiketpravilno.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: