- Что такое профессиональная этика в деловом этикете
- Сущность, универсальная структура и виды делового общения
- Виды делового общения
- По способу обмена информацией:
- По содержанию:
- По средствам общения:
- Правила делового этикета руководителя
- Правила делового этикета работников
- Правила делового этикета с клиентами и партнерами
- Функции служебного этикета
- Что не относится к главным функциям делового этикета
- Виды служебного этикета
Этика поведения личности в любом коллективе призвана раскрыть нравственную сторону поступков и их содержание.
Этикет, как комплекс норм поведения, касается демонстрации практических действий.
Как и любой этикет, служебный — неразрывно связан с этикой, в данном случае — профессиональной.
Служебный этикет прочно связан со служебной этикой и зачастую эти понятия совпадают.
Что такое профессиональная этика в деловом этикете
Профессиональная этика — это комплекс обязанностей и определённых норм поведения человека в профессиональной среде, социальной группе или коллективе.
В каждой сфере профессиональной деятельности сложились свои уникальные правила поведения.
Однако все они в конечном итоге сводятся к синтезу профессионализма и нравственности, а также удержанию своего поведения в определённых рамках.
Пренебрежение нормами профессиональной этики резко подрывает моральный престиж профессиональной группы в обществе.
Соблюдение служебного этикета является основой профессий, связанных с ежедневным контактированием с другими людьми: госслужащих, операторов колл — центров, менеджеров, работников сферы обслуживания и т.д.
Сущность, универсальная структура и виды делового общения
Служебный (деловой) этикет — это совокупность норм и правил морального поведения, регулирующих взаимоотношения между членами коллектива или партнерами и клиентами.
Он объединяет нравственные устои, накопленный опыт и стремления определенных социальных групп.
За основу берут такие понятия, как непринуждённость, удобство, эффективность, экономичность, здравый смысл, целесообразность, свобода, универсализм, консерватизм и этичность.
Понятие служебного этикета определяет его виды и формы.
Виды делового общения
По способу обмена информацией:
Устное деловое общение | Письменное деловое общение | |
Монологические виды: | Диалогические виды: | |
Торговая речь (реклама) | Дискуссия | Распоряжение, приказ |
Доклад на заседании | Переговоры | Деловое письмо |
Приветственная речь | Деловой разговор | Объяснительная |
Информационная речь | Совещание (конференция) | Докладная |
Деловая беседа | Договор, устав | |
Телефонный разговор (дистантный) | Инструкция, положение | |
Интервью | Заявление |
По содержанию:
- Деятельностное — взаимообмен навыками, умениями и действиями.
- Мотивационное — взаимообмен интересами, потребностями и устремлениями.
- Материальное — взаимообмен продуктами и предметами труда.
- Когнитивное — взаимообмен информацией.
По средствам общения:
- Прямое — подразумевает живое контактирование и взаимное восприятие общающихся людей напрямую.
- Косвенное — совершается с помощью неких посредников.
- Непосредственное — осуществляемое с помощью органов человека: голосовые связки, руки, голова и т.п.
- Опосредованное — посредством специализированных приспособлений.
Непринуждённое следование корпоративным традициям призвано содействовать повышению производительности труда в условиях здоровой эмоциональной атмосферы.
Наиболее наглядно миссия служебного этикета проявляется в среде вооружённых сил: строго регламентированное уставом поведение и система взысканий формируют образцовый уровень дисциплины.
Этика и служебный этикет на рабочем месте распространяются только в рабочий период.
В свободное время вполне допустимо выстраивать общение с членами коллектива в неформальном ключе.
Неукоснительное соблюдение служебных правил обуславливает устойчивое взаимопонимание с коллегами и руководителем.
Несмотря на формирование уникального набора правил для каждой организации, выделяют общепринятые нормы служебного этикета:
- вежливость;
- пунктуальность;
- опрятный внешний вид;
- целесообразность действий;
- соблюдение конфиденциальности;
- уважение к традициям;
- светские мероприятия ограничиваются обсуждением деловых проблем исключая разбор подробностей личной жизни;
- личные проблемы не должны сказываться на качестве рабочего процесса.
«Суть учтивости состоит в умении говорить и вести себя так, чтобы окружающие были довольны и нами, и самими собой» — Жан де Лабрюйер, один из величайших моралистов Великого века.
Правила делового этикета руководителя
Помимо повышенной ответственности и наличия организационных качеств должность руководителя требует соблюдения особого служебного этикета во взаимодействии с подчинёнными.
Именно он устанавливает виды и формы взаимоотношений внутри коллектива.
Безупречная репутация управленца — это часть высокой культуры общения и неукоснительного соблюдения целого свода правил служебного этикета:
- выполнение обещанного;
- тактичность и вежливость;
- демократизм в принятии важных решений;
- конструктивная критика должна быть озвучена наедине с провинившимся подчинённым;
- справедливое наказание за огрехи;
- достойное поощрение за достигнутые успехи;
- дипломатичное разрешение споров и избегание склок;
- умение признавать чужую правоту на фоне собственных ошибок;
- формирование доверительной и благотворной обстановки в своей команде;
- принцип равноправия среди сотрудников;
- требовательность и принципиальность в разумных пределах;
- соблюдение баланса между личной ответственностью и эффективным делегированием полномочий;
- проницательное отношение к процессам, происходящим в коллективе.
Родственные или дружественные связи с начальником не дают привилегий обращаться к нему на «ты».
Ведь излишняя фамильярность создаёт серьёзную угрозу авторитету управленца в глазах остальных подчиненных.
Действия и высказывания руководителя должны быть направлены на повышение самооценки подчинённых, которые при этом должны в полной мере осознавать ответственность за невыполнение своих обязанностей.
Заслуженная похвала и умеренная критика способствуют совершенствованию профессиональных навыков и деловых качеств работника.
Правила делового этикета работников
В служебном коллективе в той или иной степени всегда действуют нормы этики профессиональных отношений.
Рядовые сотрудники компании подчиняются более лояльным нормам поведения.
Между собой допустимо обращение на «ты», в присутствии руководства — на «вы».
Базовые нормы служебного этикета и профессиональной этики работников:
- почитание чести и достоинства сотрудников;
- искренность и честность;
- порядочность в любой ситуации;
- тактичность и вежливость;
- обсуждение личных проблем вести в нерабочее время;
- ответственность и добросовестность;
- сочувствие и поддержка нуждающихся в этом коллег.
Если в коллективе нормы служебного этикета не закреплены документально, о них можно узнать и взять на вооружение на основе наблюдений за поведением и общением более опытных коллег.
Правила делового этикета с клиентами и партнерами
По части служебного этикета деловые партнёры и клиенты приравниваются к рядовым сотрудникам.
Во время официальной встречи или формального обсуждения текущих вопросов неизменно следует использовать форму обращения «вы» и затрагивать темы строго деловой направленности.
При этом важно проявлять определённые выгодные для партнёрства качества:
- пунктуальность;
- учтивость;
- безупречный внешний вид;
- ответственность и своевременное достижение результатов;
- нельзя игнорировать письма и звонки, всегда следует вовремя на них отвечать.
Служебный этикет разнится не только от профессии к профессии или в условиях отдельной фирмы — он имеет существенные различия, а порой и противоречия, с культурой и обычаями других стран.
В работе с иностранными партнёрами важно детально изучить деловой этикет соответствующего государства.
Мастерское владение разнообразными формами и основными принципами служебного этикета способно существенно возвысить личную репутацию и престиж компании в целом.
Функции служебного этикета
Секрет плодотворного общения внутри служебного коллектива кратко характеризуется следующей цитатой:
«Для успеха в жизни умение обращаться с людьми гораздо важнее обладания талантом» — Д. Леббок, один из классиков буржуазной эволюционистской («антропологической») школы, последовательный сторонник применения естественно — исторического сравнительного метода в изучении человеческой культуры.
Грамотно выстроенная стратегия поведения играет в обществе важнейшую роль и выполняет ряд функций.
Сводная таблица основных функций этикета на службе
Функция | Характеристика |
Развивающая | Воспитание положительных качеств: тактичности (игнорирования чужих ошибок и недостатков); скромности (подобающего поведения, основанного на адекватной самооценке); вежливости (любезности в любой ситуации); пунктуальности (отсутствия хронических опозданий и отлагательств срочных дел). |
Сближающая | Союз индивидов разных социальных прослоек и статусов. |
Регуляторная | Контроль и повышение эффективности взаимодействия членов команды, обеспечение стабильности и порядка. |
Коммуникативная | Установление и поддержание здоровых деловых отношений, избегание конфликтов, как средство выражения доброжелательности и уважения. |
Дисциплинирующая | Становление субординации и статусных различий. |
Интегративная (объединяющая) | Достижение единства норм и социальных ожиданий членов группы, как залог сплоченности. |
Самопрезентация | Создание важного условия для принятия индивида в группу. |
Психологическая поддержка | Формирование благоприятной атмосферы, исключающей неопределённых ситуаций |
Владение деловым этикетом — неотъемлемое профессиональное качество, которое повышает эффективность общения и нуждается в постоянном совершенствовании.
Что не относится к главным функциям делового этикета
La noblesse oblige — «положение обязывает» — принцип французских аристократов.
Понятие делового поведения объединяет сразу несколько элементов:
- внешний вид и состояние одежды;
- вербальную культуру, охватывающую каноны приветствия, представления, обращения, знакомства, благодарности, извинений;
- манеру вести неформальную беседу и деловые переговоры;
- ведение деловой документации и переписки;
- контроль положительных и отрицательных эмоций.
Служебный этикет затрагивает деловую среду, но существуют и прочие сферы взаимоотношений.
Виды служебного этикета
На протяжении долгих столетий параллельно формировались также и другие виды этикета:
- Общегражданский (светский) этикет — правила, которых необходимо придерживаться в общении между людьми разного социального статуса.
- Дипломатический этикет — правила поведения высокопоставленных лиц на официальных дипломатических встречах и в отношениях друг с другом.
- Воинский этикет — свод правил поведения (устав) военнослужащих в армии.
- Придворный этикет — правила поведения при дворах монархов.
Следование концепции служебного этикета вовсе не ограничивает человека. Напротив,позволяет держаться раскованно и уверенно, избегая досадных насмешек из — за неуместных действий, высказываний и других нарушений культуры делового общения.
Строгое соблюдение правил и норм служебного этикета в сочетании с профессионализмом имеют немало удачных примеров стремительно развивающейся карьеры как ценного рядового сотрудника, так и авторитетного управленца.
В любой сфере этикет основывается на нерушимом уважении к обществу в целом и к каждому отдельному человеку независимо от статуса, национальности или уровня интеллекта. На этом не первый век строится любое цивилизованное общество.